В предверии дня Великой победы.Юрий Васильевич Волков - живописец-баталист.

 Юрий Васильевич Волков (26 июня 1921, Севастополь, Таврическая губерния — 25 января 1991, Евпатория, Крымская область) — советский живописец-баталист. До войны поступил в Симферопольское художественное училище, ученик академика Н. С. Самокиша. В 1941 призван на фронт, защищал Севастополь. Попал в плен, бежал, был тяжело ранен. Освобождал столицы Европы. Награждён орденами и медалями. Ещё на фронте начал собирать материал для батальных работ. В конце 1940 — начале 1950 дебютировал рядом больших батальных работ на тему обороны и освобождения Крыма. С марта 1947 года — член Союза художников, однако художественное образования так и не закончил. Православный христианин, расписывал храмы.


Юрий Васильевич Волков был многогранным художником. Об этом свидетельствуют и его росписи в Свято-Ильинском греческом храме и в Свято-Николаевском соборе в городе Евпатории. Предыстория создания росписи «Голгофа» («Лунный пейзаж») в Свято-Ильинском греческом храме, дает нам возможность ещё раз увидеть красоту и глубину взаимоотношений между матерью и сыном. В середине 50-х годов художник испытывал материальные затруднения25: заказов не было. И тогда Галина Николаевна решила сделать благое дело для храма и помочь сыну. Ничего не сказав Юрию Васильевичу, она отнесла свои сбережения, восемьсот рублей, в Свято-Ильинский греческий храм, и попросила, чтобы батюшка Михаил Севбо26 пригласил её сына выполнить роспись на восточной стене храма, а в оплату за работу добавил те деньги, которые она передала. Вскоре на восточной стене храма началась работа над росписью «Голгофа» («Лунный пейзаж»).

7 июля 1954 года вышло постановление ЦК КПСС о крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах её улучшения. В газетах, журналах, в учебных заведениях и на производстве без устали проводили «глубокую систематическую научно-атеистическую пропаганду». Церкви закрывались, превращались в склады и спортзалы, а иногда и разрушались.

Когда труд художника уже подходил к завершению, нашлись «доброжелатели», которые отправили в Киев письмо о том, что член Союза художников СССР Ю.В. Волков проигнорировал постановление ЦК КПСС и работает над росписью стены в Свято-Ильинском греческом храме. Для вынесения вердикта в Евпаторию из Киева прибыла авторитетная комиссия во главе с Народным художником СССР М.Г. Дерегус. Войдя в храм, и внимательно рассмотрев готовую роспись Ю.В. Волкова, Народный художник СССР М.Г. Дерегус смело и твёрдо сказал: «За такое произведение не исключать из Союза художников надо, а принимать в члены Союза художников»27. Недаром прихожане этого храма до сих пор вспоминают с трепетом роспись «Голгофа» («Лунный пейзаж»). Но Волков все же был наказан: его кандидатуру, выдвинутую на присвоение почётного звания «Заслуженный деятель искусств УССР», отклонили.28 Спустя короткое время храм закрыли и начали использовать под склад, а в 1962 году его превратили в спортивный зал. Роспись «Голгофа» («Лунный пейзаж») была навсегда потеряна. Очевидцы рассказывали, как власти дали распоряжение ее закрасить, и рабочие покрыли роспись масляной краской, но она не хотела «умирать» и проступала сквозь краску. Тогда, чтобы уничтожить её окончательно, роспись покрыли горячей свежегашеной известью.29

Все эти события болью отозвались в сердце художника, но не сломили его. В 1963—1966 годах он выполнил в технике энкаустика росписи для Свято-Николаевского собора: пять фигур святых в простенках между окнами на барабане купола и три фигуры — на центральном клиросе. Работать приходилось на большой высоте. Это был очень тяжелый и кропотливый труд, но художник старался сделать его так, чтобы росписи сохранились надолго.

Примечательно, что, нуждаясь материально, Волков не взял за эту работу деньги, а попросил у совета собора выдать ему три списанные парчовые ризы священника и шелковую скатерть.30 Эти красивые ткани были ему нужны: он уже начал работу над исторической картиной

«Приезд русского посла А. Ладыженского в Бахчисарай в 1614 г.31 Росписи Ю.В. Волкова в Свято-Николаевском соборе сохранились до сих пор. Позже, на втором ярусе этого собора, протоиереем Георгием Куницыным было найдено распятие Иисуса Христа — безгрешного Сына Божьего, выполненное маслом. Сейчас оно находится в Свято-Ильин-ском греческом храме и открыто для почитания верующим. Божественный лик распятого Христа исполнен страдания, очи подняты к небу и обращены с мольбой к Богу Отцу. Прекрасно, легкими тенями и полутонами выписана фигура Христа и драпировка. Создавая этот образ, художник часто смотрел на распятие, находившееся в изголовье над кроватью матери.

За полгода до смерти Ю.В. Волков вновь обращается к образу Иисуса Христа. Он рисует эскиз, где на переднем плане — на фоне фигур и лиц людей — римские легионеры поднимают крест, с только что распятым Иисусом Христом. Все лица обращены к Сыну Божьему и одновременно к зрителю. Но и этому эскизу не суждено было воплотиться.










Комментарии

Популярные сообщения